Недавно издание The Business of Fashion писали о том, как фешн-индустрии угодить поколению Z и каким брендам они отдают предпочтения. В топе множество позиций заняли фаст-фешн бренды, такие как Zara, H&M, Shein и другие. Очевидно, ведь это дёшево, доступно и соответствует современным трендам. Однако стоит учитывать, что у поколения зумеров есть множество этических принципов, среди них в том числе и экологичность во многих аспектах. Соответствуют ли фаст-фешн бренды установкам молодого поколения? Давайте разберёмся на примере Shein.
Как работает фаст-фешн?
Изначально бренды готовили одежду под конкретный сезон. Затрачивалось как минимум полгода, а то и год на создание коллекции от создания макета до отправки вещей в магазины. Zara в этом плане совершила небольшую революцию, которую подхватили и многие другие бренды. Вместо того, чтобы тратить время на разработку, они поменяли вектор внимания на быстрое реагирование зарождающихся трендов. Благодаря этому, вместо полугода на производство коллекции они начали тратить всего 5 недель. Идея рабочая, но эпоху привычного масс-маркета вскоре сменила новая школа.
Фаст-фешн гигантом сейчас признан Shein. Его инновационность заключается в том, что они используют систему управления цепью поставок. У Shein существует собственный софт и все подрядчики подключены к системе, которая отслеживает поведение пользователей на сайте и в приложении. Таким образом, предпочтения покупателей считываются моментально и в ту же секунду отправляется уведомление на фабрику.
Ну, конечно же, помимо системы нельзя забыть и о рекламе. Shein, в данном случае, использует инфлюенсеров и необязательно больших. Это могут быть небольшие блоги, с которыми можно договориться о бартере или партнерской программе для блоггеров.
Проблема экологичности
В своих предпочтениях в одежде зумеры упоминали аспект экологичности, однако, сама концепция фаст-фешн не является экологичной. Наверняка вы видели на YouTube множество видео, где девочки заказывают вещи с сайта коробками по 30кг за раз. А теперь представьте, что какая-то часть вещей не подошла по размеру/фасону, а другая просто была заказана ради смеха или контента на один раз, например, украшения в виде куриных крылышек или костюм пива. Подобных инфлюенсеров много и по всему миру, бренд об этом позаботился.
Всё это совершенно не вяжется с принципами рационального потребления, больше похоже на баловство только в гигантских масштабах и с реальными последствиями.
У Shein также был скандал в конце ноября, связанный с экоактивистами. В последнее время мы не питаем к ним доверия, однако, на этот раз они провели занимательное расследование. Активисты Greenpeace отправили 47 изделий от бренда на химический анализ в лабораторию Бременского экологического института, где в составе товаров обнаружили опасные химические вещества. Все результаты подтверждают то, что фаст-фешн гигант нарушает нормативные ограничения ЕС.
Проблема этичности
Уже давно не секрет, что абсолютно весь масс-маркет выглядит одинаково. Именно так выглядит стремление угодить трендам, что порой приводит к конфликтам. Так, например, Shein много раз обвиняли в плагиате других дизайнеров. О своих недовольствах публично говорили такие бренды, как Dr. Martens, Levi’s и Ralph Lauren. Один из самых громких скандалов произошел с дизайнером Бейли Прадо, чью коллекцию Shein скопировал полностью.
Shein умудряется скопировать даже вещи из масс-маркета по типу той же Zara, которая и так занимается адаптацией подиумных трендов. В конечном итоге это бесконечная модная мясорубка, через которую пропускают оригинальные дизайны до тех пор, пока они не станут примитивными.
Чего стоит доступность?
Нужно понимать, что цена товара зависит от многих факторов, в том числе в неё входит оплата сотрудников. Но сколько же получают сотрудники на производстве Shein, если у них критически низкие цены на весь ассортимент. Ещё летом в интернете завирусились ролики, где люди находят в своих посылках послания о просьбе помочь. Выглядит жутко, однако, некоторые надписи на этикетках бренд объяснил некорректным переводом с китайского, а другие были объявлены фейками.
Британский телеканал Channel 4 и газета i провели тайное расследование на фабриках в Китае, сняли происходящее и даже обещали показать нам фильм. Вот, что мы знаем уже сейчас:
- На одной из фабрик рабочие получают ежемесячную зарплату в размере 4000 юаней (~556 долларов). За день необходимо изготовить не менее 500 предметов одежды. Однако по данным зарплаты выплачиваются непостоянно.
- На другой фабрике зарплата зависит от количества произведенной одежды. За каждый произведенный предмет одежды швея получает 0,27 юаня (~ 4 цента). На этой фабрике за каждую допущенную ошибку швеи расплачиваются собственной зарплатой.
- Рабочий день здесь длиться 18 часов, а выходной у людей всего один в месяц. Женщины моют голову в перерывах на обед, просто потому что другого времени у них нет.
Shein уже не раз заявляли, что возьмут дело под свой контроль, однако, ничего так и не изменилось. А то что фабрики не принадлежат напрямую бренду, тоже играет важную роль, ведь тогда можно переложить всю ответственность на бессовестных подрядчиков.
Shein крепко стоит на ногах (даже очень…)
Несмотря на все скандалы и ужасающие факты о фаст-фешн гиганте, он всё равно остаётся в топе. В декабре Shein был объявлен самым популярным брендом в 2022, и это после всех обвинений. По опросам он так же остаётся самым востребованным брендом среди молодого поколения. В апреле же этого года компания была оценена в 100 миллиардов долларов.
Формула успеха уже давно разгадана: низкие цены, большая размерная стека, попадание в тренды. А вот секрет выживания неизвестен. Вспоминается только знаменитая сцена из фильма «Матрица».